Суббота, 23.09.2017, 21:29
Приветствую Вас | Гость |RSS

Дворец Детского (Юношеского) Творчества города Перми

Меню сайта
Филиалы Дворца

Во Дворце всего: 1
Гостей: 1
Посетителей: 0

Коллективы Дворца

Главная » Коллективы Дворца » «Проблемы в обучении детей с искаженным представлением о пропорциях человека в художественной школе»

«Проблемы в обучении детей с искаженным представлением о пропорциях человека в художественной школе»

Статья Скрыльниковой О.А., педагога дополнительного образования

«Проблемы в обучении детей с искаженным представлением о пропорциях человека в художественной школе»

Современная система дополнительного образования предлагает школьникам различные виды деятельности и большое разнообразие образовательных программ, которые предполагают разные сроки их освоения. В процессе обучения формируется и устойчивый  интерес к выбранному предмету.  Так,  из изостудии юный художник может перейти в художественную школу, где особое внимание уделяется изучению специальным предметам. Для художественной школы этими предметами, безусловно,  является -«живопись», «рисунок», «композиция».

За время   обучения  ребята не только приобретают практические навыки работы с карандашом, гуашью, акварелью, но и познают законы гармонии и красоты, постигают богатство форм и красок окружающего мира, обретают способность видеть необыкновенное в обыденном. Настоящий художник – это изначально нестандартное явление.  Поэтому для каждого воспитанника важно определить его траекторию художественного развития. Одарённые дети – особые дети, они способны воспринимать происходящее иначе, нежели его понимают другие.    Поэтому  в Школе  в каждом ребёнке видят художника, уважают его личность, побуждают к творчеству.

Работая в художественной школе на протяжении восьми лет, я часто  сталкиваюсь с проблемой  обучения детей с искаженным представлением о пропорциях человека.

Сегодня в потоке визуальной информации, дети, выросшие на европейских мультфильмах Диснея и на восточных мультфильмах в жанре Аниме,  из огромного количества интересных тем и изображений интуитивно «выхватывают» знакомые с детства образы мультяшных героев. Желание запечатлеть фантазию «по мотивам», придумать свой образ, побуждает к их  изобразительной деятельности. Появляются первые элементы, рисунки сначала маленькие, затем они разрастаются в масштабах и объемах, превращаются в целые серии и альбомы.

Творчество,  несомненно, оказывает позитивное влияние на развитие личности в целом: ребенок занят, занят не компьютером, в процессе рисования развивает моторику, воображение, образное мышление. Как следствие - возрастает самооценка и заслуженное одобрение ровесников  и  родителей. Семья считает,  что рисует  ребенок хорошо, рисовать умеет. «Посмотрите, как красиво!» - говорят мама или папа.  И с этим фактом  не поспоришь, да и не нужно, пусть начинающий художник  реализует свою потребность в рисовании маленьких монстров,  фей, миленьких зверушек, если только эта потребность не перерастет,  потом в необходимость не только думать, общаться, но и жить в придуманном мире героев мультипликации.

Проблемы в обучении рисовать возникают тогда, когда  ученик  сталкивается с необходимостью изображения реалистичной  фигуры человека. Ребенок не умеет «видеть» и как следствие, не может  изобразить окружающий мир в соответствии с законами изобразительного искусства.  Уходя в своем творчестве в мир «аниме»(рис.1), он не способен изобразить объекты окружающей среды  в правильных пропорциях (рис.2),ему сложно создать изображения в жанре портрета (рис.3),  передать перспективу, основываться при работе над жанровой сценой  на оптический масштаб. 

Таким образом,и  возникает проблема переучивания, переосмысления, наступает  конфликт принципов академического рисунка и детского понимания -  как должен выглядеть объект изображения. В любых композициях, набросках, зарисовках читается элемент, пропорции, образ «мультяшного героя» с большими глазами.

Для зрителя и самого исполнителя рисунка искажение пропорций (увеличение пропорций головы, глаз, уменьшение размера стопы, носа, губ)изначально является эталоном, образцом красоты.  Это и становится  проблемой  уже на первых порах обучения в художественной школе. Как же  её правильно решить?

 Исходя из собственного  опыта и на основании современных исследований  в области физиологии, психологии и педагогики,в программе академического рисунка я  большое внимание уделяю рисованию с натуры, в частности,  рисованию фигуры человека. Внимательное наблюдение за натурой, наброски, зарисовки человека позволяют привлечь внимание к реальным размерам  и их верному соотношению, позволяют сформировать в сознании  ученика  знание законов изобразительного искусства, алгоритма построения, а также своевременно освоить методы изучения натуры и способы ее изображения.

Моей задачей как педагога является стимулирование обучающихся  к самоконтролю, акцентуация важности   самостоятельной  работы в процессе  построения пропорцийи осознание законов в   изобразительной деятельности,  мой педагогический контроль. Всё это в совокупности  и позволяет достичь устойчивогорезультата, позволяет сформировать и закрепить  навык рисования реалистичного изображения модели.

Этап за этапом, рисунок за рисунком, последовательное усложнение смысловой нагрузки над образом, пропорциональная проработка и уточнение деталей, позволяют  постепенно ребенку осознанно  отойти от образа «аниме»  и решать свои композиции на основе классического рисования с натуры. 

Таким образом, формирование правильного представления пропорций, обучение навыку  реалистичного изображения позволяют мне, как педагогу содействовать воспитанию гармонично развитой творческой личности ребенка,  решить проблему обучения  детей с искаженным представлением о пропорциях человека уже на раннем этапе его работы в художественной школе.

Ребенок,  приходя  в художественную школу, где всядеятельность связана с реалистичным, классическим  изображением, благодаря  профессионализму педагога,  видит и  понимает разницу выдуманного мира и реальности,  осознает границу вымысла. Мультфильм, вымысел  -  явление само по себе хорошее,  но оно не должно быть для ребенка единственным или доминирующим методом изображения реальности, особенно для детей, обучающихся в художественной  школе и  планирующих  в дальнейшем поступление в учебные заведения художественно-изобразительного профиля.

Категория: Декоративно-прикладное творчество | Добавил: uniperus (23.10.2015)
Просмотров: 499
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск


© 2017